Найти книгу
Войти

Титаны РИ: 10 × 10/10

10 произведений писателей из Российской Империи, которые я оценил на 10/10

Лев Николаевич Толстой

Война и мир

Лев Николаевич Толстой

Анна Каренина

Роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» является классикой русской литературы и одним из наиболее известных произведений писателя. Сам писатель говорил, что это роман о современности, то есть о том времени, в котором жил он сам, - второй половине 19 века, периоде после отмены крепостного права. И в этом произведении очень ясно показано неустройство государства, непривычное для общества отсутствие крепостных, неподготовленность многих к этому и неприятие перемен.

Эту книгу можно назвать книгой о глубокой и противоречивой человеческой душе. С одной стороны, она хочет оставаться светлой, чистой и честной, с другой – она всегда стремится к счастью. И случается довольно часто, что первое вступает в противоречие со вторым.

Это роман о любви, здесь она предстаёт как то, благодаря чему одни семьи создаются, а иные – разрушаются. Иногда приходится делать сложный выбор на пути к счастью, только будет ли это счастье, никто не может сказать с уверенностью. Поэтому так много трагедий в любви. Главная героиня этого романа, оставившая мужа и сына ради любимого человека, пожертвовавшая всем, но всё равно чувствующая щемящую тоску в душе и безысходность, подтверждает этот факт.

В романе затрагивается вопрос веры. Есть те, кто постоянно говорит о Боге, о важности веры, а есть то, кто отрицает его существование. Хотя порой лишь к концу жизни начинаешь осознавать, как часто Бог помогал тебе преодолеть препятствия и не сдаться перед лицом трудностей.

Писатель говорит и об общественном мнении, традициях того времени. Анна Каренина была всеми осуждаема, и, может быть, на её судьбе сказалось влияние других людей и норм общества. Кажется, что в современном мире у неё было бы больше шансов стать счастливой. Такое обилие поднимаемых вопросов, глубина рассматриваемых тем и делают это произведение выдающимся и обязательным к прочтению.

Федор Достоевский

Бесы

«Бесы» – один из спорных романов Достоевского. Одни видят в нем пророческий памфлет. Другие – литературный полигон для испытания философских и социальных идей. Третьи – изощренный политический триллер, остроактуальный для российской жизни конфликт между «либералами» и «патриотами», между сторонниками цивилизационного европейского пути развития России и адептами «особого великодержавного пути», отличного и от западного и от восточного.
В основе сюжета лежит реальное событие: экстремисты, члены законспирированной ячейки ликвидировали своего «коллегу», решившего временно «отойти от дел». Впрочем, Достоевский отнюдь не стремится изложить фактически достоверную картину произошедшего. Его творение глубже; в частной, единичной, русской трагедии он находит общемировое и общечеловеческое зло. Автор исследует мировоззренческий конфликт между радикалами и консерваторами, патриотами и либералами.
Напряженное детективное действие романа, великолепные диалоги и ощущение документальности событий. Яркие, продуманные образы Ставрогина, Верховенских, прочих участников экстремистской ячейки. Достоевский изображает кампанию последователей «силового пути» довольно отталкивающе – как некую стаю... некромантов, бесов – метущихся, отчаявшихся существ. Но если Ставрогин и Кириллов – это хаотические темные сущности разрушающие мир вокруг себя, так и не нашедшие своего места в новой реальности, то Петр Верховенский – хладнокровный и расчетливый негодяй, легко адаптирующийся и воплощающий в жизнь действительно чудовищные замыслы.
Роман, безусловно, пророческий. Именно такие люди делали революцию – в той или иной ее части. Их историческая роль – уничтожение цивилизации, а суть процесса раскрыта Достоевским в романе. Такие люди не исчезли, они, как и раньше готовы разрушать мир. В «Бесах» появляется, пожалуй, рекордное для одного романа число персонажей, ставших вехами мировой литературы и философии. Это и Николай Ставрогин, над которым впоследствии так тщательно размышляли Фридрих Ницше и Зигмунд Фрейд. Алексей Кириллов, чьи идеи повлияли на творчество французского писателя Альбера Камю и философию экзистенциалистов. Петр Верховенский с товарищами по «ячейке», чьи образы переосмысляет итальянский режиссер Лукино Висконти, исследуя новую «бесовщину» XX века – фашизм.
Что до мрачных заговоров, подстрекательства и убийства – все это воспринимается как завещание (которому суждено было сбыться) автора потомкам: ненависть, злоба и агрессия начинаются в бесовский голове, а «дурная голова – покоя не дает» и окружающих сбивает с верного пути. Так, постепенно, разрослось радикальное движение, в итоге перевернувшее страну вверх ногами. Бесы разгулялись в душах и умах.

Николай Васильевич Гоголь

Мёртвые души

«Мертвые души» Николая Гоголя – яркое литературное произведение, которое занимает достойное место в русской классике. Писатель хотел продолжить его, но получилось так, что у читателя есть возможность познакомиться только с первым томом. Книга покоряет сердце каждого, кто смог узреть её глубину.

В этой поэме Н. В. Гоголь отражает свою любовь к бесконечным просторам своей родины, восхищается её красотой и чистотой. Видно, что писатель любит и свой родной язык, и всех людей, живущих здесь. Тем не менее, это не мешает ему видеть недостатки этих личностей, которые он ярко отражает в главных героях поэмы.

Перед глазами читателя предстаёт главный герой – помещик Чичиков, который путешествует по разным губерниям и скупает “мертвые души”, то есть тех людей, которые уже умерли. Таким образом он хочет разбогатеть. Во время своих поездок он встречает самых разных людей, которым даёт свою оценку. И хотя их характеры кажутся разными, их объединяет то, что все они думают о собственной выгоде и слишком сосредоточены на материальных ценностях и удовлетворении низменных потребностей. Это тоже своего рода мёртвые души; души, в которых нет духовности. Они мертвы, хотя люди ещё кажутся живыми.

В этом произведении сочетается юмор и едкая сатира, при этом она не кажется слишком грубой. Чичикова можно считать отрицательным героем. Но, если посмотреть с другой стороны, те люди, которые его окружают, вряд ли являются образцом для подражания. Разница лишь в том, что Чичиков не обманывает самого себя в своих устремлениях. Во время чтения поэмы проникаешься любовью к России и с любопытством начинаешь наблюдать за окружающими, обнаруживая в них те же самые черты, что есть у персонажей книги.

Иван Александрович Гончаров

Обломов

Роман Ивана Александровича Гончарова (1812–1891) «Обломов» (1859) – одно из важнейших произведений русской литературы XIX века. Он затрагивает острые социальные проблемы того времени: тяжёлую жизнь крепостных крестьян, лень и праздность помещиков. Образ главного героя – Ильи Ильича Обломова – настолько правдиво и точно отразил распространённый типаж русского дворянства XIX века, что понятие «обломовщина» сразу вошло в обиход. Критик Николай Добролюбов даже утверждал, что «обломовщина» – «ключ к разгадке многих явлений русской жизни». Илья Ильич Обломов – барин тридцати лет, которому уже всё наскучило, он апатичен и ленив, и любая деятельность вызывает у него отвращение и скуку. Единственное, что он делает – лежит на диване и думает. Вся жизнь Обломова проходит в мечтах: то он возомнит себя великим полководцем, то вообразит себя женатым человеком, увлекшимся красавицей-крестьянкой... Однажды к нему приезжает друг Андрей Штольц – полная противоположность бездеятельному фантазёру Обломову. Штольц энергичен и подвижен, обладает острым умом и силой воли. Пытаясь спасти товарища от «вечного сна», Штольц заставляет Обломова очнуться и начать жить полноценной жизнью…