«Горе от ума» — одна из первых русских комедий, «разодранных» на пословицы и поговорки, которыми до сих пор украшена речь всякого мало-мальски начитанного человека. «Горе от ума» — комедия, давшая русской литературе первого «лишнего человека». Эта комедия с трагическим, в сущности, финалом — поистине «русская комедия» с отчетливым горьким осадком и бесконечным сочувствием герою. Издание снабжено комментарием, а также отрывками из статей А. С. Пушкина, И. А. Гончарова и А. Григорьева, посвященных комедии «Горе от ума», что, несомненно, поможет всем, кто изучает русскую словесность.
Пожалуй, одна из самых известных в мире русскоязычных пьес. На страницах этого произведения Гоголя высмеяны все общественные пороки, свойственные не только тому времени, но и, увы, современности: лень, угодничество, казнокрадство, коррупция, беззаконие, неуважение человеческого достоинства. Главный герой — Хлестаков — не герой вовсе. И даже не классический для подобных комедий «плут». Он просто «щепка, попавшая в водоворот обстоятельств». А главная движущая сюжет сила — страх. Все безумно боятся, что Хлестаков — ревизор, в чьих руках судьбы и карьеры чиновников и должностных лиц. Ведь когда ты осознанно совершаешь преступления, самое страшное — наказание.
После смерти матери Софья оказывается в доме своих дальних родственников Простаковых. Госпожа Простакова, в девичестве Скотинина, — вздорная хозяйка, издевающаяся над своими крестьянами и мужем. Единственный, кого она любит, — глупый и избалованный сын Митрофанушка. Когда неожиданно приходит письмо от дяди Софьи, Стародума, где он пишет, что завещает ей десять тысяч рублей, Простакова решает во что бы то ни стало женить Митрофанушку на Софье.
Н. В. Гоголь — величайший русский писатель и драматург. Одной из вершин его творчества, самым известным его произведением по праву считается комедия «Ревизор». С момента первой постановки в 1836 году пьеса не сходит с подмостков театров всего мира и служит основой многочисленных экранизаций, а имена ее персонажей стали нарицательными.
«Часть парка в имении Сорина. Широкая аллея, ведущая по направлению от зрителей в глубину парка к озеру, загорожена эстрадой, наскоро сколоченной для домашнего спектакля, так что озера совсем не видно. Налево и направо у эстрады кустарник. Несколько стульев, столик.Только что зашло солнце. На эстраде за опущенным занавесом Яков и другие работники; слышатся кашель и стук. Маша и Медведенко идут слева, возвращаясь с прогулки...»
«Сад. Видна часть дома с террасой. На аллее под старым тополем стол, сервированный для чая. Скамьи, стулья; на одной из скамей лежит гитара.Недалеко от стола качели. – Третий час дня. Пасмурно.Марина (сырая, малоподвижная старушка, сидит у самовара, вяжет чулок) и Астров (ходит возле)...»