"Преступление и наказание" (1866) Фёдора Михайловича Достоевского (1821-1881) - это социально-психологический роман с ярко выраженным философским подтекстом. Критик и публицист Василий Розанов писал: ""Преступление и наказание" - самое законченное в своей форме и глубокое по содержанию произведение Достоевского, в котором он выразил свой взгляд на природу человека, его назначение и законы, которым он подчинён как личность..." Герой романа - Родион Раскольников - студент, который "задавлен бедностью". Он поддался популярным в то время идеям о том, что все люди делятся на "тварей дрожащих" и "наполеонов". Так он решается на убийство злой и жадной старухи-процентщицы, чтобы разом изменить свою судьбу и поправить положение своей семьи. Философия вступает в конфликт с совестью и душевным состоянием героя: он не в силах справиться с тяжким бременем преступления.
Великий и вечный роман писателя претерпел многочисленные запреты к изданию и гонения, не хуже чем судьба романа о Понтии Пилате самого Мастера. Впервые был издан в 1966 году с купюрами в журнальном варианте, а полный текст романа был опубликован только в 80-е годы ХХ века. До официальной публикации распространялся в перепечатанных вручную копиях и сразу приобрел невероятную популярность и любовь читателя. Феерическая сатира на быт и нравы Москвы 30-х годов, одновременно пронзительная история любви Мастера и Маргариты и вечная библейская тема борьбы добра со злом, роман о Понтии Пилате внутри романа - таковы далеко не все пласты этого гениального произведения Михаила Булгакова.
Выдающийся роман классика российской и мировой литературы, получивший всемирное признание и славу. Название «Идиот» – аллюзия на терминологическое определение социального положения человека в Древней Греции, живущего в отрыве от общественной жизни. Итак, Князь Мышкин, несколько лет лечившийся от душевного недуга в Швейцарии, возвращается на Родину к единственным оставшимся родственникам – семье Епанчиных. Князь молод – ему всего 26 лет; он доброжелательный, мягкий, чуткий и внимательный к чужим чаяниям человек. Он не готов к тому, что по возвращении его судьба будет увлечена круговоротом страстей, интриг и драм, бурлящим в России...
Для него, действительно, многие поступки и реакции персонажей могли казаться странными. Но если встать на точку зрения любого персонажа романа и посмотреть вот так, со стороны, на Мышкина, окажется, что он-то и есть центр, он и есть источник и причина всех драм.
Потому что к нему влечет самых разных людей, как магнитом, и эти разные люди никак не могут договориться между собой, как делить это прекрасное чудо. Каждый, естественно, хочет заполучить его себе, при этом не отдавая себе отчета, а зачем, собственно. Разве что чтобы просто погреться в лучах этой святости, чтобы был человек, который всегда готов понять и простить. Раз за разом делают шаги навстречу, потому что притяжение сильнейшее, раз за разом пугаются собственных порывов и бегут прочь, в привычное болото, к мелким дрязгам, предательствам и разврату. Это особенно видно с Рогожиным, чуть меньше – с Настасьей Филипповной.
Что касается сюжета, не представляется потрясающей дерзостью сказать о том, как цинично сильные мира сего устраивают жизнь содержанки, при этом руководствуясь своими интересами и не принимая в расчет ее чувств. Похоже на то, что Тоцкий Настасью Филипповну не просто содержит, а пользует. Хотя впрямую об это Достоевский не говорит. Тут что-то в поведении самой Настасьи подсказывает. Какая то свобода, пронизанная отчаянием, что ли... Великий поклон Мастеру, за это необъяснимое умение.
Главный парадокс Достоевского, – это главный парадокс христианского мировоззрения: по настоящему святой человек должен ли быть ...идиотом? Нет, вовсе не тем идиотом, которого мы себе представляем, когда слышим это слово. Юродивость, наивность – можно называть как угодно. Мышкин любит всех людей – может ли он кого-то ненавидеть? Наверное, может. Но может и отказаться от ненависти, он все способен простить, всех способен понять. Любил ли Он Настасью Филипповну? Да, любил. Не так, как Рогожин – из жалости, просто понимая, что нужен ей. Любил ли он Аглаю? Да. Как ребенка, как пока еще нетронутую, чистую красоту. Трагедия судьбы Мышкина, интрига романа состоит в том, – возможно ли, и как объединить, примирить людей, вселить покой в их души.
Тема конфликта поколений всегда стояла очень остро и поэтому она часто освещается в литературе. Есть те, кто поддерживает более взрослое поколение, есть те, кто считает, что взгляды молодежи достойны большего внимания и уважения. Проблема в том, что однозначного ответа нет, и каждый должен выбрать свой путь. На примере героев романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева можно увидеть, насколько это сложно. При том, что родители, несмотря на все конфликты, любят своих детей, иногда это доходит до обожания и поклонения.
Роман был написан и издан как раз в период отмены крепостного права в России, что в какой-то степени повлияло на его восприятие обществом. В книге рассказывается о двух приятелях – Аркадии Кирсанове и Евгении Базарове, которые приезжают погостить в имение Кирсановых. Базаров очень не похож на всех, кто его окружает. Он говорит, что не верит ни во что, и уж тем более он не желает признавать устаревших ценностей. Какое-то время Аркадий поддерживает эти идеи, но он не проникается ими так глубоко, как Базаров. Где бы ни находились молодые люди, Базарову всегда сложно найти общий язык с окружающими, тем более со старшими.
В романе четко прослеживается проблема отцов и детей, противостояние ценностей. В то же время видно, как сильно взгляды человека влияют на его судьбу. Базаров может вызывать разные эмоции у читателей, он во многом похож на отшельника или человека, не принимаемого обществом. Однако в то время, когда был издан роман, молодые читатели приняли его идеи, и подобное поведение было примером. Сейчас, так же, как и в те времена, есть непонимание между отцами и детьми, а значит, тема все еще остается актуальной и таковой будет.
Роман о похождениях обаятельного жулика. Сатирическая энциклопедия 1930-х. Главный советский авантюрный роман, разошедшийся на цитаты. «Главные книги русской литературы» — совместная серия издательства «Альпина. Проза» и интернет-проекта «Полка». Произведения, которые в ней выходят, выбраны современными писателями, критиками, литературоведами, преподавателями. Это и попытка определить, как выглядит сегодня русский литературный канон, и новый взгляд на известные произведения: каждую книгу сопровождает подробная статья авторов «Полки».
Творчество Михаила Афанасьевича Булгакова, известного русскому читателю, прежде всего, как автор нашумевшего и неоднократно экранизированного романа «Мастер и Маргарита», многогранно и разнопланово. Его перу принадлежат не только повесть «Собачье сердце», ставшая уже мировой классикой, но и знаменитые «Дни Турбиных» и «Кабала святош», до сих пор успешно идущие на многих сценах, а также ряд других пьес, киносценариев, фельетонов, рассказов и публицистических произведений.
Гениальный и эксцентричный зоолог профессор Владимир Ипатьевич Персиков случайно обнаруживает удивительный феномен стимулирующего воздействия света красной части спектра (что символично) на эмбрионы. Организмы, в момент развития облученные открытым Персиковым лучом (например, зародыши в икринках), начинают развиваться гораздо быстрее и достигают более крупных размеров, чем «оригиналы». Кроме того, они отличаются агрессивностью и невероятной способностью стремительно размножаться.
Сатирическая повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» широко известна в обществе. Она кажется смешной, но в то же время она очень печальна, если вдуматься в глубокий смысл произведения. Писатель умеет создать особую атмосферу мистичности, сочетая в книге также драму и юмор, фантастику и реальность.
Главный герой повести профессор Преображенский живёт в непростое для России время 20-30-х гг. 20 века. Тогда не столь много значило то, что ты делаешь, сколько твоё положение в обществе. У власти могли находиться глупые, ограниченные, не развитые духовно люди, а честные и справедливые, разумные и двигающие науку могли оказаться в самом низу.
Профессор смог сохранить свою собственность и более или менее привычный образ жизни благодаря своим связям. Он занимается не только врачебной практикой, но и проводит различные эксперименты. Филипп Филиппович подбирает на улице бродячего пса по кличке Шарик и решает провести эксперимент по омоложению. В результате происходит очеловечивание собаки, которая теряет шерсть и начинает говорить. Но со временем характер Шарикова сильно меняется, становясь всё больше похожим на того человека, у которого были взяты органы для эксперимента.
В книге все персонажи отражают какую-то часть общества того времени, достоинства и недостатки людей определённого статуса. Хорошо прослеживается конфликт интересов пролетариата и интеллигенции, разный уровень интеллектуального развития, разные ценности. Они по-разному относятся к искусству и развлечениям, да и к окружающим людям тоже. Писатель передает всё это очень тонко и искусно. Из-за этой глубины повесть уже долгие годы не оставляет умы и сердца людей и пользуется известностью.
Александр Грин (1880–1932) писал «Алые паруса» шесть лет. Впервые книга был выпущена в 1923 году. Феерия раскрывает, на первый взгляд, обычную историю, как в одной далекой деревеньке, на границе моря и земли, жила без матери и воспитывалась отцом-моряком, девочка Ассоль. В это время, где-то на другом краю земли, вдали от моря, жил мальчик. Звали его Грэй. Он был окружен и любящими родителями, и жил он в большом замке, имея все блага, чтобы не беспокоиться о хлебе насущном.Встретятся ли Ассоль и Грэй? И каково это – жить, ожидая чуда, жить и искать себя? В книге есть ответы на эти и многие другие вопросы, которые задает себе каждый человек. Книга впервые выходит с иллюстрациями художницы Н. П. Салиенко.Для среднего школьного возраста.В формате pdf A4 сохранен издательский дизайн.
Вот уже несколько десятилетий после развала СССР Михаил Афанасьевич Булгаков остается одним из самых читаемых русских писателей. Его произведения из года в год возглавляют списки бестселлеров.
Известно, что в начале жизненного пути Булгаков был врачом. И неплохим, судя по всему.
Не удивительно, что практически во всех произведениях великого мастера разбросаны медицинские темы, эпизоды лечения героев от разнообразных недугов. Да и вообще, похоже, в глубине философии писателя зиждется нерушимая врачебная заповедь: «Не навреди!».
В этот сборник вошли произведения, полностью посвященные описанию, изучению и даже – художественному препарированию врачебной практики. Это «Записки юного врача» и «Морфий».
Они удивительно точны и с точки зрения профессиональной, и с точки зрения исторической, и одновременно рисуют очень сочные, живые, правдивые человеческие характеры.
Художественное преломление реальности дает автору возможность раскрыть то, что в реальности было бы врачебной тайной.
А нам, читателям, даёт возможность насладиться необычайными сюжетами и образами.
«Горе от ума» — одна из первых русских комедий, «разодранных» на пословицы и поговорки, которыми до сих пор украшена речь всякого мало-мальски начитанного человека. «Горе от ума» — комедия, давшая русской литературе первого «лишнего человека». Эта комедия с трагическим, в сущности, финалом — поистине «русская комедия» с отчетливым горьким осадком и бесконечным сочувствием герою. Издание снабжено комментарием, а также отрывками из статей А. С. Пушкина, И. А. Гончарова и А. Григорьева, посвященных комедии «Горе от ума», что, несомненно, поможет всем, кто изучает русскую словесность.