Роман Ивана Александровича Гончарова (1812–1891) «Обломов» (1859) – одно из важнейших произведений русской литературы XIX века. Он затрагивает острые социальные проблемы того времени: тяжёлую жизнь крепостных крестьян, лень и праздность помещиков. Образ главного героя – Ильи Ильича Обломова – настолько правдиво и точно отразил распространённый типаж русского дворянства XIX века, что понятие «обломовщина» сразу вошло в обиход. Критик Николай Добролюбов даже утверждал, что «обломовщина» – «ключ к разгадке многих явлений русской жизни». Илья Ильич Обломов – барин тридцати лет, которому уже всё наскучило, он апатичен и ленив, и любая деятельность вызывает у него отвращение и скуку. Единственное, что он делает – лежит на диване и думает. Вся жизнь Обломова проходит в мечтах: то он возомнит себя великим полководцем, то вообразит себя женатым человеком, увлекшимся красавицей-крестьянкой... Однажды к нему приезжает друг Андрей Штольц – полная противоположность бездеятельному фантазёру Обломову. Штольц энергичен и подвижен, обладает острым умом и силой воли. Пытаясь спасти товарища от «вечного сна», Штольц заставляет Обломова очнуться и начать жить полноценной жизнью…
«Грозовой перевал» Эмили Бронте — главная романтическая книга всех времен. Действие романа происходит на вересковых пустошах Йоркшира, которые благодаря этому роману стали популярным местом в Англии среди туристов. История роковой любви Хитклифа, приемного сына владельца поместья «Грозовой Перевал», к дочери хозяина Кэтрин вот уже второе столетие подряд волнует миллионы читательниц по всему миру. Эмили Бронте - английская поэтесса и писательница, из под пера которой вышел всего один роман - «Грозовой перевал», который и принес ей мировую славу.
Жозеф Бедье (1864–1938) — выдающийся французский филолог и писатель, специалист по средневековой культуре. «Тристан и Изольда» — одно из ключевых произведений Бедье, замечательный пересказ знаменитой кельтской легенды, в котором отразилось тонкое литературное дарование автора, его блестящее филологическое чутье и понимание мироощущения Средних веков. Легенда повествует о любви, нечаянно связавшей тела и души рыцаря Тристана и прекрасной Изольды. Однако влюбленным не суждено быть вместе — Изольда вынуждена стать супругой дяди Тристана, корнуэльского короля Марка. Читатель узнает о верности и о печали разлуки, о ревности и коварстве, которое лишило влюбленных счастья и заставило их умереть в один день.
Тема конфликта поколений всегда стояла очень остро и поэтому она часто освещается в литературе. Есть те, кто поддерживает более взрослое поколение, есть те, кто считает, что взгляды молодежи достойны большего внимания и уважения. Проблема в том, что однозначного ответа нет, и каждый должен выбрать свой путь. На примере героев романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева можно увидеть, насколько это сложно. При том, что родители, несмотря на все конфликты, любят своих детей, иногда это доходит до обожания и поклонения.
Роман был написан и издан как раз в период отмены крепостного права в России, что в какой-то степени повлияло на его восприятие обществом. В книге рассказывается о двух приятелях – Аркадии Кирсанове и Евгении Базарове, которые приезжают погостить в имение Кирсановых. Базаров очень не похож на всех, кто его окружает. Он говорит, что не верит ни во что, и уж тем более он не желает признавать устаревших ценностей. Какое-то время Аркадий поддерживает эти идеи, но он не проникается ими так глубоко, как Базаров. Где бы ни находились молодые люди, Базарову всегда сложно найти общий язык с окружающими, тем более со старшими.
В романе четко прослеживается проблема отцов и детей, противостояние ценностей. В то же время видно, как сильно взгляды человека влияют на его судьбу. Базаров может вызывать разные эмоции у читателей, он во многом похож на отшельника или человека, не принимаемого обществом. Однако в то время, когда был издан роман, молодые читатели приняли его идеи, и подобное поведение было примером. Сейчас, так же, как и в те времена, есть непонимание между отцами и детьми, а значит, тема все еще остается актуальной и таковой будет.
"Преступление и наказание" (1866) Фёдора Михайловича Достоевского (1821-1881) - это социально-психологический роман с ярко выраженным философским подтекстом. Критик и публицист Василий Розанов писал: ""Преступление и наказание" - самое законченное в своей форме и глубокое по содержанию произведение Достоевского, в котором он выразил свой взгляд на природу человека, его назначение и законы, которым он подчинён как личность..." Герой романа - Родион Раскольников - студент, который "задавлен бедностью". Он поддался популярным в то время идеям о том, что все люди делятся на "тварей дрожащих" и "наполеонов". Так он решается на убийство злой и жадной старухи-процентщицы, чтобы разом изменить свою судьбу и поправить положение своей семьи. Философия вступает в конфликт с совестью и душевным состоянием героя: он не в силах справиться с тяжким бременем преступления.
Очаровательная и завораживающая, ужасная и зловещая книга ирландского писателя Брэма Стокера про графа Дракулу стала классикой жанра ужаса и оказала исключительное влияние на популяризацию вампирской тематики в литературе и кино. «Дракула» — это история вампира, чье тело живет страшной жизнью, душа которого проклята. Дракула мстителен, жесток, упорен, хитер как лисица, сверхъестественно силен и загадочен как ночной мрак. Он практически бессмертен, однако группа отважных людей согласна претерпеть разнообразные ужасы, чтобы нащупать слабое место этого чудовища и избавить мир от его присутствия.
Одно из величайших литературных произведений последних полутора столетий, единственный роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» (1890) поднимает весьма деликатные вопросы, неизменно насущные для постижения искусства и этики. История человека, пожелавшего навеки сохранить молодость и заставить собственный портрет стареть вместо себя, при жизни автора вызывала яростные споры, а ныне признана непревзойденным шедевром мировой литературы.