Издание содержит повесть великого русского писателя и общественного деятеля Владимира Галактионовича Короленко (1853 – 1921) «В дурном обществе». Произведение тематически связанно с повестью «Дети подземелья». Жизнь обитателей городского дна показана с большим сочувствием.
Произведение включено в программы 5-11 классов средней школы всех уровней обучения, для классной и домашней работы.
Историческая повесть «Тарас Бульба» о запорожском казачестве является частью цикла повестей «Миргород». В основу этого произведения легло множество хроник того времени о жизни и быте украинских казаков - в том числе, история казацкого восстания, - а также вопрос любви к своей родине, актуальный по сей день. Главная сюжетная линия – нелёгкая судьба казацкого полковника Тараса Бульбы, который намерен ознакомить своих сыновей Остапа и Андрия с настоящей воинской жизнью. Отец хочет испытать сыновей в сражении и берёт их с собой в поход на Запорожскую Сечь. Военная линия повествования переплетается с любовной, ибо в осаждённом городе находится возлюбленная Андрия, польская панночка. Юноша решает сражаться на стороне польского войска и тем самым предаёт отца и боевых товарищей. Отцу предстоит нелёгкий выбор, и всё же он остаётся верен Отчизне. Трагичный конец настигает и второго сына, а после и самого казачьего атамана. Беззаветная любовь к родной земле неимоверно полно раскрывается через призму отношений Тараса Бульбы и его сыновей. Николай Гоголь (1809-1852) – русский писатель. Рождённый на территории современной Украины, он считается одним из важнейших писателей классической русской литературы. Наиболее известны его рассказы («Нос», «Шинель») и роман «Мёртвые души» (1842). Гоголь много путешествовал. Но в 1842 году, после публикации романа, он впал в депрессию и ударился в мистицизм, а в 1852 году загадочно скончался в возрасте 42 лет. Его произведения вдохновляли Михаила Булгакова при написании «Мастера и Маргариты», а также Фёдора Достоевского и многих других. Произведения Гоголя экранизировались много раз, а сам Гоголь становился героем целого ряда фильмов и художественных произведений.
«Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета. К числу таких характеров принадлежит купеческая жена Катерина Львовна Измайлова, разыгравшая некогда страшную драму, после которой наши дворяне, с чьего-то легкого слова, стали звать ее леди Макбет Мценского уезда...»
Повесть «Очарованный странник» (по Н.С. Лескову - «рассказ») была, по всей вероятности, задумана после летней поездки писателя в 1872 году по Ладожскому озеру. Это произведение свободной формы, не имеющее законченного сюжета, построенное на сплетении различных сюжетных линий. Н.С. Лесков считал, что такой жанр должен заменить собой то, что принято было считать традиционным современным романом.Критики отмечают, что образ героя Ивана Флягина напоминает былинного Илью Муромца и символизирует «физическую и нравственную стойкость русского народа среди выпадающих на его долю страданий».
Николай Лесков вошел в литературу как величайший знаток духовной и бытовой жизни народа. Он был блестящим автором, имитировавшим язык восемнадцатого века, любившим красочный стиль и умевшим писать и изысканно просто. Но, конечно, главной ценностью его творчества остается поразительный "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе", жемчужина отечественной сказовой прозы, положившая начало целому литературному направлению.
"Преступление и наказание" (1866) Фёдора Михайловича Достоевского (1821-1881) - это социально-психологический роман с ярко выраженным философским подтекстом. Критик и публицист Василий Розанов писал: ""Преступление и наказание" - самое законченное в своей форме и глубокое по содержанию произведение Достоевского, в котором он выразил свой взгляд на природу человека, его назначение и законы, которым он подчинён как личность..." Герой романа - Родион Раскольников - студент, который "задавлен бедностью". Он поддался популярным в то время идеям о том, что все люди делятся на "тварей дрожащих" и "наполеонов". Так он решается на убийство злой и жадной старухи-процентщицы, чтобы разом изменить свою судьбу и поправить положение своей семьи. Философия вступает в конфликт с совестью и душевным состоянием героя: он не в силах справиться с тяжким бременем преступления.